20:31 

Подноготная театра "Бутай". Каково быть актером современного театра в Японии?

Ди Д. Дажедра
Мне для счастья надо совсем немного: власть над миром и что-нибудь покушать...
Японский театр - это сложенный механизм получения прибыли. Ставший особенно популярным в последние несколько лет 2,5-D театр не является исключением.
Итак, как это работает?
Для театральных актеров 2,5-D театр - это отличный способ повысить свою популярность, чтобы впоследствии "продать" свое имя. Реальность закулисья не настолько красива, дружелюбна и мила, как может показаться со стороны, ведь каждый актер за сценой одного проекта в первую очередь не друг, а соперник.
Каждый актер работает не на энтузиазме и не ради любви зрителей, а, как и все, чтобы заработать на жизнь. Заработок актеров же напрямую зависит от их популярности. Печальнее всего складывается жизнь актеров популярных постановок 2,5-D театра, основанных на известных аниме и манге, ведь в таких проектах иногда бывает задействовано более 20 актеров. Ставший популярным в одном проекте, после завершения представлений актер может запросто потерять свою известность. Так что подобные постановки - это, быть может, и хороший, но очень ненадежный шанс для самопродвижения.
Средний заработок актера театра за представление составляет в среднем 10,000 йен. Конечно, если актер является самым популярным, то, вне зависимости от времени, что он проводит на сцене, и количестве его строк, его заработок будет значительно выше. Эту сумму умножаем на общее количество проведенных представлений - вот вам и зарплата актера сцены. Еще меньше получают танцоры, актеры третьего плана и т.д. Что же касается периода репетиций, то он оплачивается еще меньше (иногда и не оплачивается вовсе). Так что большинство актеров, что не прикреплены к крупным агентствам или театральным компаниям, или же не заняты в другой деятельности (модельный бизнес, ди-джейство, съемки на телевидении и в кино), вынуждены искать дополнительную работу на неполный рабочий день. Работа эта может быть самой разнообразной: от помощника за сценой театра/на телестанции, до работника обычного комбина (круглосуточный магазин в Японии).
Прим.: средний прожиточный минимум в Токио составляет около 150,000 йен в месяц.
Чтобы создать театральную постановку с нуля, необходимо создать декорации, спецэффекты, написать и записать музыку, создать костюмы и т.д. Уже это требует от создателей крупных расходов. Добавим к этому оплату труда работников закулисья. Не удивительно, что за кулисами даже самых крупных представлений работает лишь пара гримеров и костюмеров, а зачастую они и вовсе отсутствуют - актерам приходится самостоятельно наносить себе макияж и облачаться в парики. То же касается бутафории и костюмов, в случае порчи которых актерам приходится либо их самостоятельно чинить/зашивать, либо возмещать их полную стоимость.
Что же тогда остается самим актерам?
Цена одного билета может колебаться от 6,000 до 8,500 йен. Самый большой и известный в Японии Токийский Театр AiiA 2.5 может обеспечить постановке доход примерно в 5 миллионов йен за одно представление при расчете, что на все 834 места будут распроданы билеты. Даже если на все представления были распроданы абсолютно все билеты, то из итоговой суммы придется вычесть: расходы на приготовления (костюмы, свет, косметика, парики и т.д.), оплату сотрудникам, расходы на рекламу, оплату менеджеров и агентств-распространителей, оплата аренды помещений для репетиций/представлений, налог на авторское право и т.д. Чистая прибыль даже от самых известных 2,5-D постановок остается совсем невелика.
В таком случае возникает вопрос: кому может быть выгоден бутай?
Основной заработок от представлений забирает себе непосредственно франшиза - оплата за использование авторского права (большая часть оставшейся чистой прибыли от продажи билетов), а также вторичная продукция от представлений: брошюры, плакаты, полотенца, сумки, шарфы, DVD-издания и т.д. Как пример, известная франшиза постановки "Tenimyu" смогла продать за 9 лет более 50 миллионов копий DVD! Вся выручка от продажи DVD идет непосредственно компаниям-владельцам данных франшиз. Что же от продажи DVD получают сами актеры? Правильно, абсолютно ничего.
Прибыль же актеров ограничена исключительно "бумажной" сферой - это официальные фотосеты постановок (иногда еще и значки). Фотосеты можно приобрести лишь перед показом постановок и в ограниченном количестве. Плюс, их цена сравнительно невелика. Из общей суммы, что получается от продажи фотосетов одного актера, вычитаем расходы на производство: затраты на фотосессию, оплата фотографа, материал, оплата авторского права, ведь абсолютно весь образ персонажа принадлежит франшизе, а не актеру - вот и вся доступная для актера прибыль.
Из общей полученной суммы театральные компании также делают выводы и о популярности актеров. Тот, кто смог продать наибольшее количество фотосетов, естественно, будет представлять для них наибольший интерес, а это означает новые роли для актера в наиболее популярных постановках, рекламе или даже на телевидении и в кино.
Это же является причиной существования так называемых фан-митингов и фотобуков, ведь это и есть единственная возможность актера заработать на его пока еще не остывшей популярности после окончания той или иной постановки. В данном случае актер зарабатывает на самом себе, на своем лице, а потому большая часть чистой прибыли отходит именно ему. Основной же задачей остается использовать момент, пока любовь фанатов еще не угасла, и они готовы потратить средства на своего кумира. Как говорится: "Куй железо, пока горячо", ведь слава актера бутая невероятно быстротечна.
Так что, в прямом смысле слова, карьера, как и прибыль актеров, полностью зависят от его личной популярности - от его фанатов. Потому японские поклонники с такой фанатичностью скупают по множеству экземпляров одинаковых фотосетов, и потому они с таким пренебрежением относятся к иностранным фанатам, ведь это именно они, японские фанаты, обеспечивают реальную поддержку своим кумирам.
Актеры театра в Японии - это не простые айдолы, разница между ними очень велика. Их заработок куда ниже, чем заработок актеров кино и телевидения. Для многих из них заполучить популярность посредством постановок есть реальный, хоть и скудный шанс пробиться выше в своей карьере. Некоторым с этим везет (как яркий пример - Асума Косуке), а кому-то - нет. Именно по этой причине для многих актерство - это скорее хобби, или же вторая работа. А потому в Японии совершенно не удивительно встретить в каком-нибудь офисе или комбине когда-то известного по всей стране театрального актера, увидеть его на вечеринке в клубе в качестве ди-джея, повстречать за кулисами в рабочей форме, или даже встретить его за рулем токийского такси. Посвятить себя актерству в театре - очень непростой выбор для японца, ведь эта та страна, в которой постоянная занятость и высокая заработная плата ценятся превыше всего, и особенно остро это касается именно мужчин. По этой причине фанаты тратят десятки тысяч йен на приобретение фотобуков, фотосетов, посещение фанмитингов, ведь чем ярче заметна популярность актера, тем более долгой будет его карьера. Потому, наверное, Япония - единственная страна, в которой актеры, склоняясь в поклоне благодарности перед своими фанатами, делают это действительно искренне и от всего сердца.

Статья написана админами группы "Haikyuu!!" Stage Play после исследования данного вопроса посредством японских сайтов и театральных блогов.
Х

@темы: дебри Азии, копилка анишизы, размышлизмы

URL
   

Записи?

главная