Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:13 

Неоднознаяная модель поведения

Ди Д. Дажедра
Мне для счастья надо совсем немного: власть над миром и что-нибудь покушать...
22.05.2016 в 18:37
Пишет А. Ведьмак:

Настало время ох*ительных историй...
...теперь про Японию.

На прошлой неделе товарищ Боргвард написал у себя отличный текст, объясняющий отчего народ восходящего солнца, на наш варварско-европейский взгляд, малость болен на голову. С некоторыми утверждениями в статье я бы мог даже поспорить, но в целом текст действительно хорошо показывает, откуда растут ноги у того самого загадочного восточного менталитета, которым так восхищаются начинающие японоведы и некоторые рядовые граждане. Я же просто дополню несколько штрихов к картине, и попытаюсь рассказать, на что похожи современные японцы.

Прежде всего, следует понимать, что краеугольным камнем японского общества является долг. Не поиски высшего смысла, не гедонизм, и уж тем более не ценность отдельно взятой жизни, а именно долг. Японец почти с рождения становится должен практически каждому: родителям, учителям, старшим, коллегам, начальникам, корпорации, и даже стране, в лице лично императора, о чем поясню немного ниже. Я уже несколько раз писал, почему разговоры о демократии в странах Восточной Азии вызывают у меня дикий хохот, и это одна из причин. Культура, в которой на первом месте стоят долг и обязанность (как и во всех конфуцианских культурах), просто не может быть демократической. Для порождения такой системы как демократия нужно хотя бы в теории предположить, что человек обладает некой ценностью и правами просто потому что потому, а для японца подобное звучит как лихорадочный бред. В Японии нет людей, есть мужья, жены, отцы, матери, братья и сестры (с обязательным пояснением, младший или старший), кондукторы поездов, врачи, сотрудники фирм, солдаты и политики, но людей там нет. Человек, это та социальная функция, которую он выполняет в данный момент, и его ценность зависит напрямую оттого, как хорошо он ее выполняет.

Второе, что нужно знать о японском обществе, это то, что это крайне ритуальный организм. Долг, это достаточно абстрактное животное, а что именно в каждом конкретном случае должен человек, и как он должен это выполнять объяснит ритуал. Ритуалы в Японии существовали и существуют на каждый случай жизни. Только если раньше это было «два прихлопа, три притопа по пути в замок даймё», то сегодня это «чисть зубы после каждого приема пищи» и «передвигайся трусцой, когда тебя вызывает начальник». Ритуальность присутствует даже в языке. На каждую бытовую ситуацию есть свои дежурные фразы, которые ты обязан сказать. Сказать другими словами нельзя, не поймут. В зависимости от того, с кем ты разговариваешь, есть разные формы и стили речи, которые ты обязан соблюдать, и не дай Бог ошибиться, тут же сочтут невежливым чурбаном, если не хуже, что ты специально оскорбил почтенного человека, использовав по отношению к нему не ту форму.

В третьих, японцы по сей день находятся в глубоком средневековье. Никакие западные костюмы с галстуками, современные технические новшества и «бунтарская» (в сравнении с традиционной японской) западная культура не в силах (на данный момент времени) этого изменить. Что это значит в современном мире? А очень просто — заместо даймё у нас теперь есть корпорации, вместо почетной воинской службы самурая — почетная корпоративная служба офисного планктона, день которого начинается с распевания корпоративного гимна и заканчивается корпоративной попойкой. До сих пор в ходу сословные отличия и привилегии. Принцип «ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак» действует во весь рост, плюс, если ты сотрудник мало-мальски известной фирмы, то можешь совершенно заслужено смотреть на официантов, кассиров, сезонных рабочих, дворников и пр. обслуживающий персонал как на говно, ибо «Тебе повезло, ты не такой как все, // Ты работаешь в офисе». Во главе всего это стоит главный корпоратор император, который своей персоной олицетворяет страну. С национальным самосознанием у японцев, как глубоко средневековых людей, все достаточно сложно. Вроде оно есть, но не совсем, потому что, как я уже говорил, японец не может быть просто японцем, японец, это набор неких социальных функций. Поэтому там где у нас преданность Родине, там есть преданность лично императору. Спасает японцев монокультурность — страна на 98% состоит и этнических японцев, но она же их и убивает в современном глобализированном мире, где волей-неволей приходится взаимодействовать с различными белыми варварами и меньшими азиатскими братьями.

На выходе все вышеперечисленное дает совершенно психоделический компот, который заставляет сторонне-смотрящего европейца задуматься о том, не попал ли он в Зазеркалье. Для примера — все мы знаем, что на работе нужно работать, но в японской интерпретации, это значит, что нужно выполнить некоторый ритуал под названием «работа», в который входит исполнение любых, даже самых идиотских директив начальства, засиживание допоздна на рабочем месте дабы показать свою лояльность сюзерену фирме, а так же имитация бурной деятельности, т.е. тотальное поклонение процессу вместо результата. Если ты все это делаешь, то ты годный, хороший сотрудник, даже если круглый идиот, а если ты этого ритуала не выполняешь, то ты неправильный работник, пусть вся твоя работа и была выполнена без единой ошибки еще вчера. Так же в японских фирмах не всегда практикуется разделение труда. В мире, где за человека считался один лишь самурай, который должен был быть и воином, и художником, и поэтом, оно и понятно. В наши дни это выглядит так — сегодня ты копаешь яму, а завтра пойдешь сводить наш бухгалтерский баланс, а то чего-то мне кажется, штатный бухгалтер не справляется. Почему кажется? Подмигнул как-то не так с утра. И плевать, что ты только что впервые в жизни услышал, что такое дебет и кредит. В том числе и поэтому, если взрослого японца спросить, кто он, на что у нас принято называть свою профессию, т.е. специальность или должность, в Японии просто гордо ответят — «Я сотрудник фирмы (кайсяин)». Не важно кто ты лично — инженер, бухгалтер, юрист или водитель. Важна твоя социальная функция, клан, к которому ты можешь себя отнести. Так же, японцы никогда не признают ошибки, даже на самой ранней стадии, когда она безобидна. Они будут до последнего тянуть и делать вид, что все хорошо, прекрасная маркиза, а потом, в день Х, когда все уже вскроется, с понурой головой лепетать, «Виноват, товарищ начальник. Исправлюсь». И так до следующего раза. Естественно, что все эти великие практики японцы полностью переносят в другие страны, когда приезжают туда работать, что может вызвать некоторое непонимание со стороны туземцев. Нацеленным на результат белым людям в большинстве своем глубоко плевать на все эти социальные расшаркивания, и совершенно непонятно, когда их вместо их прямых служебных обязанностей заставляют рыть канавы.

Стоит отменить, что вышеописанная модель корпоративных отношений потихоньку себя изживает, а до японцев начинает доходить, что что-то тут не так, но процесс этот еще далек от завершения, а покамест именно поэтому японская экономика походит на продукт пьяной случки бульдога с носорогом, т.е. совершенно нежизнеспособна без внешнего вмешательства, и именно поэтому даже с такого традиционно «японского» рынка как электроника, их выдавливают корейцы и китайцы.

URL записи

@темы: размышлизмы, дебри Азии

URL
   

Записи?

главная