21:53 

Каваками Томоко

Ди Д. Дажедра
Мне для счастья надо совсем немного: власть над миром и что-нибудь покушать...
26.11.2013 в 17:40
Пишет forion:

Неизвестная Каваками Томоко
Говоря «неизвестная», я имею в виду — среди нас, гайдзинов, и в этих наших интернетах. В родной Японии исполнительницу роли Утэны помнят и любят во всех проявлениях; у нас же, как правило, даже самым отъявленным утэнистам известен только список её аниме-ролей да пережатые фоточки с сайта сэйю-агентства. И лишь единицы хоть что-то слышали о радиопередачах Каваками и о CD-дисках за её авторством — хотя эти страницы в её биографии не менее интересны: есть в них и поп-лирика, и весёлое дурачество, и, вероятно, самые пронзительные песни, когда-либо исполненные актрисой озвучки… Надеюсь, этот пост поможет хоть немного исправить эту несправедливость.) Большая часть представленных здесь материалов до сих пор отсутствовали в сети либо были труднонаходимы без знания японского; некоторые из них имеют отношение и к «Утэне».


Но для начала — пара слов о том, что все и так знают.)



Каваками Томоко (1970−2011) — известная японская сэйю (актриса озвучки); дебютировала в эпизодической роли в сериале «Metal Fighter Miku» (1994), первой её заметной ролью был мальчик Тирико в «Fushigi Yuugi» (1995); настоящую славу ей принесла роль Утэны в «Shoujo Kakumei Utena» (1997); дальше были «Hikaru no Go», «Elfen Lied», «Chrono Crusade», «Air», «Bleach», «Aria»… впрочем, весь обширный список её ролей можно найти в любой онлайн-энциклопедии.

А вот под катом — простыня с картинками та часть её биографии, о которой неяпонские энциклопедии упорно молчат.)


До 1997 года молодая и перспективная сэйю Каваками Томоко работала только по основной специальности, а в её дискографии значилась только character song к сериалу «Fushigi Yuugi». Но роль Утэны мигом сделала её известной и востребованной, и не только в озвучке аниме. В октябре 1997 года «Утэна» ещё шла в эфире, а Каваками уже позвали на радиостанцию «AM KOBE» вести собственную получасовую передачу.

Этот проект выходил в эфир глубоко за полночь и получил название «Kawakami Tomoko no MesaCAN Network». Насколько мне удалось понять, «Mesa» происходит от прозвища «Messiah», которое носил то ли звукооператор, то ли ещё некий товарищ, участвовавший в выпуске передачи; а что за «жестянка» затесалась в это название — для меня пока что загадка.) В сети сохранилась транскрипция одного из первых выпусков программы (она приведена в конце поста) — судя по ней, Каваками с кем-то из коллег-сэйю сходу устроила в эфире этакий «камеди-клаб на вольную тему».)) В этом же выпуске актриса посетовала, что ей не очень-то удаётся соответствовать своей фамилии (川上 в переводе означает «против течения»), и попросила слушателей помочь с выбором псевдонима. История умалчивает о том, какие варианты ей предложили эти самые слушатели, но в итоге на всю оставшуюся жизнь к ней приклеилось имя «Томодзо:»(пишется とも蔵;). Сохранился (см. в конце поста) выпуск уже другой передачи, где Каваками много лет спустя вспоминает историю возникновения этого имени; я же с моим незнанием японского могу только строить догадки на этот счёт.)

( Лирическое отступление 1: это переименование — не первое и не последнее в жизни Каваками. По паспорту она была 倫子 — у записанного таким образом имени как минимум три чтения, и вариант «Томоко» среди них не самый очевидный. Поэтому неудивительно, что в списках агентства Baobab и в титрах к аниме актриса фигурирует уже как とも子 (однозначное «Томоко», первая часть имени записана хираганой). Так что имя とも蔵 («Томодзо:») стало для неё уже третьим. А много позже, в 2008 году, она примет крещение и добавит к этому списку четвёртое имя — Сесилия (セシリア;). )

О содержании дальнейших выпусков «MesaCAN» известно мало (в том же файле с транскрипцией есть «историческая справка» по февраль 98-го, но целых выпусков или выдержек из них мне найти не удалось). Передача выходила в общей сложности чуть меньше года, за это время успела перебраться в эфирный слот до полуночи, но в сентябре 1998 года была закрыта. Участники проекта решили проводить его с музыкой — и так появился первый сольный CD Каваками Томоко, «Jinsei naniiro?» (「人生なに色?」;), в переводе «Какого цвета жизнь?» (см. в конце поста).

Собственно песен на этом альбоме только 6, поэтому есть разночтения по поводу того, считается ли этот диск альбомом: во всех списках дискографии он значится, но в статьях и интервью «первым альбомом» называется другой диск (о нём позже). Песенная часть пластинки, с ровным вокалом и незамысловатыми аранжировками, не слишком выделяется на фоне прочих сэйю-проектов тех времён. «Речевая» часть более разнообразна: тут и забавная сценка про ребёнка с нецензурным именем (вполне вероятно, что и в выпусках «MesaCAN» уже бывали подобные сценки), и более грустный монолог «за жизнь», и просто добрые слова в адрес слушателей… В целом альбом получился тёплым и «рождественским» по настроению (он как раз и вышел в декабре), а фотографии из буклета к нему, пожалуй, так и остались лучшими снимками Каваками. На диске красуется надпись: «MesaCAN Network Memorial Album»… хотя к тому моменту, как он вышел в свет, всем уже было ясно, что программу рано хоронить.) Но об этом чуть позже.

Передача передачей, а основная работа была превыше всего. В 1997 году, параллельно с ролью Утэны, Каваками сыграла второстепенную роль в сериале «Kidou Senkan Nadeshiko». А заодно стала участницей квинтета под названием ZMAP, собранного из игравших в этом сериале сэйю (полный состав: Каваками Томоко, Минами Оми, Ито Кэнтаро, Окиаю Рютаро, Мадоно Мицуаки). Эта команда выпустила в 1998 году единственный сингл с двумя песнями, озаглавленный «Forever Love» (таки см. в конце поста); два года спустя песни с него также вошли в драма-CD к «Надэсико». Также в интернете сохранилась запись телепередачи, где всю эту банду можно видеть и слышать (петь начинают на 14:47). Ну где ещё представится возможность увидеть молодую Каваками на сцене с микрофоном в руках? ;)

( Лирическое отступление 2: где-то в те же годы был ещё один сэйю-проект с участием Каваками, под названием «Voice Bloom», который тоже успел выпустить один CD-диск. Про него, увы, ничего не смогу сказать, пока не заполучу в свои руки этот самый диск, т.е. примерно до Нового года. )

Но вернёмся на радио. Уже в октябре 1998 года авторская программа Каваками возобновилась на той же волне, в то же время, но с новым названием: «Kawakami Tomoko no Usagi no Mimitabu» (「川上とも子のうさぎのみみたぶ」;) — что дословно переводится как «Мочка уха кролика Каваками Томоко».)) Какого-либо тайного смысла здесь нет: кролик по кличке Марбл (Marble) и два его уха реально существовали, неоднократно зафиксированы на фото и даже на одной таксофонной карточке)). Эфиры «кроличьих ушей» состояли из бодрой болтовни на любые темы, смешных сценок на разные голоса, забавных песенок, разговоров и перешучивания с гостями в студии и тому подобного — одним словом, было весело.)

В те годы у передачи была своя журнальная колонка (вроде как в «Voice Animage», но не уверен), время от времени проводились встречи со слушателями (где-то в этом блоге, например, есть воспоминания), а главное — в поддержку программы были выпущены два CD, под названиями «Marble» (1999) и «Usagi no Mimitabu» (「うさぎのみみたぶ」, 2000) (и это всё см. в конце поста). Первый диск представляет собой «один день из жизни кролика и его хозяйки» — этакий моноспектакль на два голоса, до кучи включающий в себя пару песенок и «альтернативный выпуск» «UsaMimi» (похожий на то, что происходило в эфире, но с активным «кроличьим» участием)). На втором — основная часть песен из передачи, ещё одна небольшая сценка, много болтовни на вольную тему, а в конце — «контрольная работа по УсаМимиВедению» (из которой знатоки японского, наверное, смогут почерпнуть какие-нибудь интересные факты из жизни Томодзо)). А в честь юбилейного 100-го выпуска программы в 2000 году вышел в свет CD-ROM «Lovely Tomo-chan no Usagi no Mimitabu» (「ラブリーともちゃんのうさぎのみみたぶ’」;) — забавная прямоугольная штуковина размером с пластиковую карточку, содержащая одну песенку и некоторое количество прочей милой всячины (штука в наши дни редкая и даже в интернете толком не описанная, но, тем не менее, см. в конце поста).

Но как бы бодры и веселы не были «кроличьи уши», а в жизни самой Каваками были не только светлые краски. Как она сама сказала в интервью, в те годы она «столкнулась лицом к лицу с теми невзгодами и страданиями, через которые проходит каждый на пути во взрослую жизнь, со всем неправильным, что есть в современном обществе взрослых, с тем, насколько в нём неуютно», и «отчаянно боролась, пыталась что-то сделать, чтобы это изменить». Из этой борьбы родилась идея нового CD, совершенно непохожего на предыдущие. Идею горячо поддержал режиссёр Икухара Кунихико, который и стал руководителем этого проекта. Альбом под названием «ADOLESCENCE DOLL» (см. понятно где) увидел свет в августе 1999, накануне премьеры полнометражки «Shoujo Kakumei Utena: Adolescence Mokushiroku»; именно его чаще всего называют «первым альбомом Каваками». Здесь нет ни разговоров, ни радийной веселухи, ни ровного вокала первого альбома — на слушателя обрушивается низкий, «припанкованный» голос, срывающийся на крик. Каждая песня — отчаянный протест против нелюбви, вранья, равнодушия, смерти, одиночества; текст одной из песен — пронзительной «Rousoku ga nokosu mono» — написала сама Томоко. Замыкает альбом одноименный трек «ADOLESCENCE DOLL» — 18-минутное эпическое полотно в пяти частях, содержащее явные отсылки к «Утэне». Как приняли этот альбом в Японии, сложно судить; так или иначе, других таких смелых экспериментов в дискографии Каваками нет.

В 2000 году, в разгар всеобщей «миллениумной лихорадки», была запущена серия дисков c претенциозным названием «Time Capsule» — этакий «миллениум-сэйю-зе-бест». Всего томов в этой серии было 10, каждый — с одним актёром или актрисой (1 — Мидорикава Хикару, 2 — Канаи Мика, 3 — Окиаю Рютаро, 4 — Такахаси Мики, 5 — Яо Кадзуки, 6 — Отани Икуэ, 7 — Хидака Норико, 8 — Каваками Томоко, 9 — Ёсида Конами, 10 — Ямадэра Коити). Диск «Time Capsule vol. 8» из этой серии одновременно стал последним полноформатным альбомом Каваками (и он тоже в конце поста). На диске пять новых песен и их караоке-версии, а в промежутках — интервью по поводу этих песен (насколько я понимаю, подобным образом построены все тома «капсульной» серии). Песни — чистая лирика, и в целом диск напоминает «Jinsei Naniiro?», только аранжировки и вокальные ходы несколько более интересные.

( Лирическое отступление 3: по непроверенным сведениям, в том же году у Каваками вышел ещё и CD-ROM-диск в серии «Seiyuu-ROM». Я его пока не видел ни живьём, ни на картинке, и ничего определённого о нём сказать не могу. ))

В 2001 году «Usagi no Mimitabu» осталась без спонсорской поддержки, и Томодзо пришлось снова перебраться в ночной эфир, а потом и вовсе исчезнуть с радиоволн. Выручило интернет-вещание — в этой области Япония уже тогда была впереди планеты всей. Какое-то время «кроличьи уши» выходили на сайте anista.tv, а затем «переехали на ПМЖ» на сайт
onsen.ag. Аудиторию этот переезд нимало не смутил: большинство постоянных слушателей остались на связи, постепенно подключались и новые поклонники, в том числе зарубежные. В передаче даже пришлось завести постоянную рубрику по письмам читателей (с гордым названием «Международный конференц-зал Кроличьих Ушей»)). У интернет-вещания были и другие преимущества: выпуски теперь могли длиться не полчаса, а целый час, и их было проще сохранять для истории.

И вот так «UsaMimi» благополучно выходила без перерывов вплоть до 2008 года. Лишь только CD-дисков в поддержку программы больше не было, как, впрочем, и песенных альбомов Каваками. (Разумеется, были всякие drama-CD и character-song-CD к аниме-сериалам, где играла актриса, но они выходят за рамки этого поста.) И всё же в июне 2008 года, к очередному юбилейному выпуску №500, Томодзо решила осчастливить поклонников и выпустила двойной сингл «Sometime»/«Koko ni iru kara» (「ここにいるから」;). На каждом из двух дисков — одна песня и её караоке-версия; автор текстов — сама Томоко. «Sometime» стала опенингом, а «Koko ni iru kara» — эндингом всех оставшихся выпусков программы. Диски же были выпущены символичным тиражом в 500 экземпляров и распроданы по символичной же цене в 500 иен. Разумеется, теперь это издание — редкость, которая просто так в руки не дастся; по счастью, оно хотя бы частично присутствует в сети (см. в конце поста).

Выпуск «Usagi no Mimitabu» №510 от 19.08.2008 стал прощальным и вышел в эфир при скорбных обстоятельствах. Как многие, наверное, знают, роль Атены Глории в аниме-серии «Aria» Каваками Томоко разделила с певицей Каваи Эри. Четвёртого августа Каваи скончалась от рака, и Каваками присутствовала на её похоронах, уже зная о своём диагнозе. Тем не менее, ей хватило духу ещё раз выйти в эфир, рассказать обо всём, приободрить слушателей и завершить почти десятилетнюю историю программы на весёлой ноте. С этого момента эфиры «кроличьих ушей» были приостановлены на неопределённый срок и, увы, так и не возобновились.

В 2011 году, когда Каваками Томоко покинула этот мир, песни с последнего сингла были выложены на сайте Onsen (правда, без караоке-версий и в урезанном качестве). А после на сайте NicoSound появился небольшой архив выпусков «UsaMimi» и отрывков из них. Качество оставляет желать лучшего, но там есть и запись с эфира 99 года, и выпуск с историей псевдонима «Томодзо», и юбилейный №500, и прощальный №510… Для удобства скачивания эти материалы тоже есть в этом посте.



~ ~ ~

А теперь, как говорится, слайды. Сначала — все упомянутые в посте альбомы и синглы.




















1. «Jinsei Naniiro?», 1998 («MesaCAN Network memorial album», первый CD-релиз)
FLAC по трекам (+сканы), 352 Мб
FLAC & CUE (+сканы), 350 Мб
MP3 320kbps (+сканы), 173 Мб
MP3 320kbps (без сканов), 111 Мб

2. «ADOLESCENCE DOLL», 1999 («условно первый» и главный альбом, записан при участии Икухары)
FLAC по трекам (+сканы), 533 Мб
FLAC & CUE (+сканы), 532 Мб
MP3 320kbps (+сканы), 192 Мб
MP3 320kbps (без сканов), 148 Мб

3. «Marble», 1999 (первый UsaMimi-альбом, с «кроликом» в количествах и «альтернативным выпуском»)
FLAC по трекам (+сканы), 351 Мб
FLAC & CUE (+сканы), 350 Мб
MP3 320kbps (+сканы), 200 Мб
MP3 320kbps (без сканов), 151 Мб

4. «Usagi no Mimitabu», 2000 (второй UsaMimi-альбом, с песенками и «контрольной»)
FLAC по трекам (+сканы), 343 Мб
FLAC & CUE (+сканы), 339 Мб
MP3 320kbps (+сканы), 182 Мб
MP3 320kbps (без сканов), 146 Мб

5. «Lovely Tomo-chan no Usagi no Mimitabu», 2000 (юбилейный прямоугольный CD-ROM)
Весь контент диска + отдельно аудиотреки + сканы, 51 Мб
Только аудио, 16 Мб

Примечание: в те годы Flash ещё был не в ходу (если вообще существовал), поэтому данный диск был собран на Macromedia Director. Это закрытый формат, декомпиляторов к нему я не нашёл, поэтому песенку и вступительную «телегу» пришлось извлекать брутальным образом — пропустив через саундкарту. Если появились какие-то артефакты, не обессудьте.)

6. «Time Capsule vol.8», 2000 (альбом из «миллениум-сэйю-серии»)
FLAC по трекам (+сканы), 419 Мб
FLAC & CUE (+сканы), 418 Мб
MP3 320kbps (+сканы), 184 Мб
MP3 320kbps (без сканов), 158 Мб

7. «Sometime / Koko ni iru kara», 2008 (двойной сингл, последние песни для «UsaMimi»)
MP3 192 kbps, без караоке-версий (с сайта Onsen), 12 Мб

8. ZMAP — «Forever Love», 1998 (сингл совместного сэйю-проекта)
FLAC по трекам (+сканы), 134 Мб
FLAC & CUE (+сканы), 133 Мб
MP3 320kbps (+сканы), 54 Мб
MP3 320kbps (без сканов), 40 Мб

Бонус: запись телепередачи с участием ZMAP, 50 Мб

#. Отдельно сканы всех дисков: скачать, 251 Мб


Далее, архивы радиопрограмм (наверняка у японских слушателей в загашниках есть гораздо больше, но пока имеем то, что имеем)).




1. Информация о «MesaCAN Network» и транскрипция первого выпуска (текстовый файл на японском, источник), 12 Кб
2. Архив выпусков «Usagi no Mimitabu» с сайта NicoSound, 273 Мб


И, наконец, «вишенка на торте» размером с арбуз: 66 отсканированных страниц из журналов с фотографиями и интервью Каваками Томоко, с 1998 по 2008 год (не по порядку, увы). Быть может, в будущем найдётся какой-нибудь фанат-японист, который сможет распознать и перевести тексты… Но фотографии и без перевода представляют интерес.)





1. Часть первая (214 Мб): материалы об альбомах, о радиопередачах и об актрисе лично. «Гвоздь программы» — большое совместное интервью Каваками и Икухары по поводу полнометражки «Утэны» и альбома «ADOLESCENCE DOLL» (вот бы кто-нибудь взялся перевести…); также в этой части — журнальная колонка «UsaMimi», заметка о «MesaCAN» и первом CD, обширная статья о Каваками с чёрно-белой фотосессией…
2. Часть вторая (248 Мб): интервью (главным образом групповые) по поводу различных аниме-сериалов и игр (по «Утэне» ничего нет). В этой части — полноцветные страницы; понятное дело, этот раздел особенно богат на фотографии Каваками.
3. Часть третья (241 Мб): тоже анимешно-игровые, но чёрно-белые страницы.


Конец, и Богу слава.


P.S. Вся музыка из поста уже есть и на «Простоплеере» (только он её плохо проиндексировал, половину треков невозможно вставить).

P.P.S. Распространение всячески приветствуется.)

URL записи

@темы: если не обязательно, то желательно знать, артофлудие, музыка, копилка анишизы, ссылка

URL
   

Записи?

главная